понедельник, октября 15, 2007

BlogCamp 2007 - Выводы

BlogCamp 2007 мне скорее понравился, нежели наоборот. По крайней мере я понял, что я не одинок в стремлении «публично раздеваться» в Интернете (по крайней мере у меня не получается точнее описать то, чем именно являются блоги; тем более, что блоги – это не всегда «гражданская журналистика»)

Самые ржачные доклады были, как не странно, по самому Интернету:

Первое место, безусловно, занимает Web 2.0 с подробным объяснением использования одного пиксела для придания обычной рамке скругленных углов и использования шрифтов группы Sans Serif.

На втором: Web 3.0! Не желая никого обидеть, начинать доклад с Тима Беренса Ли, как-то более подходит для более широкой аудитории (или менее специализированной аудитории, как кому нравиться). Так что дослушав до того, что собой представляет Web 1,0? Я ретироваться на Обратную сторону блогосферы, которая меня не очень, кстати, впечатлила, но все же была лучше прослушивания прописных истин.

N.B. Для тех, кто посчитает, что «раз я знаю как лучше, так чего же не выступил» - ответ готов: во-первых, у меня не было такого желания, а во-вторых - такое делание появилось, так что на будуей встрече я наверняка найду что сказать.
Самым ярким выступлением, с точки зрения важности, на котором я присутствовал, был, как не странно доклад по тоталитарным Интернет-сообществам, который просто не получил должно паблисити, но при этом вызвал самые жаркие споры, которые вообще были на конференции, во всех других аспектах прошедшей мирно. Я предлагал Юре продолжить сессию (не было следующего докладчика), либо перенести ее на завтра, но – все зря. На второй день он не появился, а продолжить по каким-то своим причинам отказался.

На его выступлении, кстати, было заметно, как вообще происходит общение, когда она их групп было резко оппозиционно настроена, а вторая часть аудитории внимательно следила за ходом диалога, но сама в дискуссии не участвовала (а хамоватых москвичей было видно за версту и предсказать, что они скажут можно было даже до того, как они раскроют рот). Безусловно, его доклад нуждается в доработке, но даже на этой стадии он производит впечателние.

О чем бы я хотел сказать отдельно: это о слишком распространенном мнении блоггеров, что Живой Журнал (livejournal.com) – это «самая большая социальная сеть в мире». Мне сомнительное утверждение кажется мне несколько натянутым. Более того, у меня возникло впечатление, что от blogger.com вообще присутствовал только я (в том смысле, что все остальные являются персонажами ЖЖ).

О чем бы я еще хотел сказать, если бы меня спрашивали: собственно создание социальных сетей, которые обсуждали, было зациклено на создании социальных сетей общения. То есть каждый хочет создать свой ЖЖ или свой Facebook или тому подобное, НО ИЗ СВОЕЙ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СЕТИ никто не собирается уходить. Вместо того, чтобы, как мне казалось бы более подходящим, просмотреть – если какие-нибудь общие тенденции, рассмотреть как нарабатывается первоначальная база (хотя этот вопрос и обсуждался, мне подход «позвоните друзьям» показался несколько, хм, детским. Как высказалась одна из докладчиц в частном разговоре,

«для того, чтобы успешно раскрутить социальную сеть, надо найти человека, у которого десять тысяч друзей, все из которых – лидеры общественного мнения и при том не знакомы между собой»
Точнее не скажешь…)

Остался еще один момент: убить в себе журналиста. Становится страшно, когда слышишь от профессионального журналиста (или колумниста, как они сейчас себя называют), что надо сокращать, читатель требует большей визуализации и меньше буквов. Как было по этому поводу сказано, наилучшим отображением этого принципа будет новость

«Разведенная женщина, оставив ребенка мужу, бросилась под поезд на глазах у любовника (80 фото, обязательно смотреть!)»
- то есть уместить весь роман Толстого в десять слов – и это цель современной журналистики?!

Мне кажется, если идти на поводу у публики, сознательно занижая ее уровень – это может привести к тому, что общий уровень реально понизиться до «зачот» и «многа букав». Или даже ниже.

9 комментариев:

salve комментирует...

Гкхм, а что бы Вы сказали по поводу прожектерской стороны блогкемпа?

ioni комментирует...

В каком смылсе?
Профсоюз и устав и манивест блоггера или участнрика социальной сети?
Или имеется ввиду что-то другое?

salve комментирует...

Именно – профсоюзы, уставы, манифесты, думы и другие попытки реорганизовать хаотическое движение :)

у меня сложилось впечатление, что блог это не развлечение и коммуникация, а серьезное социально-маркетинговое явление, во что я верю плохо.

Причем не оговаривалось, что вышеперечисленное можно организовать на базе блогов как способа общения.
Предполагалось (без оговорок-то) повсеместное внедрение. Меня такие провозглашения делают пугливой и циничной.

ioni комментирует...

Честно говоря, вопрос этот заслуживает отдельной темы. Если вкратце, то на моей памяти было два доклада на эту тему, на которых я был и один на котором я не был:
(1) Основания для профсоюза пользователей социальных сетей
(2) Темная сторона блогосферы
(3) Этический кодекс блоггера

Все они сходились в том, что необходимо как-то упорядочивать блогосферу. В то время как я сам пребольшой зануда и скучнейший тип, я вполне согласен с той точкой зрения, что «people with clean houses lead boring lifes». Желание упорядочивать хаос само по себе – похвально и достойно уважения в любом другом процессе, кроме творчества?

Ведь я исхожу из того, что по определению блог является именно творчеством, а не профессиональным занятием; или, если угодно, в блогах творчество первично, а следовательно упорядочить этот процесс невозможно.

Во-вторых, я стою на твердой позиции свободы информации. Впервые за всю историю человечество получило инструмент, с помощью которого информация, то, что по-настоящему отличает нас от животных, может быть сделана доступной любому члену общества, в любой момент. Любой кодекс налагает ограничения на использование информации, в первую очередь потому, что ставит рамки. Таким образом я – против любого кодифицирования Интернета, в любом виде.

При этом я не говорю, вслед за Хасаном ибн-Саббахом, что «позволено – все». Скорее я настаиваю на чистоте языка или хотя бы на элементарной грамотности. Возможно, некоторые и считают, что использование арго – признак высшего пилотажа; я такой точки зрения не разделяю; наоборот, использование арго приводит к сужению аудитории, которая в противном случае использовала бы один универсальный набор символов (если непонятно, то я имею ввиду просто грамотную речь). Это – единственное ограничение, на которое я могу согласиться, потому что это «ограничение» потенциально расширяет, а не сужает аудиторию.

С другой стороны, сдвиг в сторону социльано-маркетингового явления, отхода от чистого творчества уже состоялся. Большая часть блогов, которые я видел построена на одном из следующих принципов. Либо это «в поле пашет мирный трактор», к которым принадлежит, в сожалению, и мой собственный; это блог состоящий из описания того, как мы прекрасно посидели вчера (в полном соответствии, кстати, с замечанием Антон-Палыча о том, что любимая тема для застольного разговора у русских – это то, как славно они повеселились вчера). Второй тип – это просто перепечатка или, назовем ее, «художественная компиляция» чужого творчества. Собственно самого контента не так много, - именно поэтому так мгновенно распространились социальные сети закладок – даже блога своего вести не надо, можно просто кому-то что-то порекомендовать; участие читателя уменьшается, в противовес тому, что оно, казалось бы, должно увеличиваться…

Понятное дело, что с помощью блога действительно можно определить, чем человек интересуется, что его гложет, что ему можно продать, что можно продать его целевой удитории. Только это убивает все творчество: это как если бы Леонардо на картине Моны Лизы рисовал рекламу цеха гондольеров. И несмотря на то, что некоторые художники и работали за деньги, из наниматели, по крайней мере не требовали собственных логотипов в их творениях. Так что такие явления как “product-placement” или “заказные посты” я отношу к уродливым явлениям. Многовато, я понимаю, но я попытался быть по возможности кратким.

salve комментирует...

Почему же много?! Всё по делу.
Спасибо, интересно.
Мне даже и добавить нечего :)

ioni комментирует...

Из этого даже получиться интересный доклад - в противовес всем попыткам кодифицированиия :)

Если БК в Эстонии состоиться - практически готовая тема

salve комментирует...

Не в Эстонии, а в Латвии.

Я туда вряд ли попаду, так что буду ожидать слайдов туточки. :)

ioni комментирует...

А что так? Визовые проблемы или еще что-то?
Потому что это же прекрасная возможность продолжить :)

salve комментирует...

ну к визовым проблемам можно отнести отсутствие загранпаспорта, и ещё что-то...
например, новогодний бодун, отсутствие одобрямса от руководства... ой, я увлеклась, кажется.

посмотрим, как я себя буду чувствовать материально и физически :-D

а в идеале хотелось бы - весело же...