четверг, ноября 08, 2007

Интересно думать много

Сегодня в дружеском блоге прочитал интересность.
И потом ответил.
И потом понял, что комментарий можно даже самостоятельно запостить..

Ты поднимаешь интересную тему. Не поверишь, конечно, но когда сегодня утром я топал по снегу на работу, мне пришло в голову нечто подобное – только, вероятно, с другой стороны.

Видимо, дает знать о себе юридическое образование – но сегодня я на самом деле задумался о правовых аспектах ведения блога. Что привело меня к невозможности дать определения блогу, если не считать определением "сетевой журнал" (который по сути тоже не раскрывает этого понятия).

И вообще, каком правовом поле должен находится общедоступный дневник человека, где каждый, в том числе и ты, можешь наследить, как я сейчас? Какую оценку с точки зрения с права можно дать самой записи и комментариям на нее – являют ли они собой юридически единый конструкт или это – части одного и того же – или вообще, разные вещи?

И (больная тема blogCamp 2007 в Киеве*) как поступать с авторским правом? Когда возникает момент отчуждения этого авторского права и насколько правы мы, когда ставим под сообщением, цитирующим другую работу значок ©? Если при этом сама работа находится в публичном домене, а ссылка делается по защищенной публикации в блоге, копирайт в котором принадлежит не тебе?

Проблема еще более осложняется в случае коллективного блоггинга – даже если не используется проприетарные системы, вроде той, которой пользуемся сейчас мы? Кто является носителем копирайта, если эти люди могут быть даже между собой незнакомы и находится в разных странах и разным правом?!

Чем больше я об этом думал, тем серьезнее мне кажется проблема – и понимаю, что тем скорее нужна хорошая правовая конференция на эту тему: ведь все (не) и конференции до этого момента вращались более менее вокруг экономических аспектов блоггинга (есть такое слово? Я не поощряю создание новых слов, если эти слова – "калька" с другого языка или, гхм, транслитерация).

И даже важнее, чем авторское право - это статус самого человека. который ведет такой дневник; мне, по крайней мере, понятно, что он отражает личную точку зрения - но каковы правовые последствия? Должны ли они совпадать в аналогичных случаях при "публикации" фразы "Вася - дура" на заборе и в блоге?

Ну а что до любителей классифицировать – помнишь про эффект Шерлока Холмса? (Так и подмывает сказать – "вот видишь, в какую категорию попадают эти люди")

Надеюсь, букв не слишком много?

_________
* Тут мне голову пришел красивый аргумент для защитников авторского права блоггеров – "Это как если бы авторское право на все документы. Создаваемые с помощью Miscrosoft Word принадлежали бы Micorosoft; слова, написанные карандашом – производителям карандашей, а напечатанные на машинке – производителям пишущих машинок". Как аргумент он слабоват, но – эффектный, чертяка!

3 комментария:

salve комментирует...

кстати, в ответном комментарии я забыла сказать про коммерческую сторону блогов - так называемую монетизацию.

думаю, что как только появятся гарантированно интересные блоги - подписку на них можно будет сделать платной, только при условии, что будет правовая защита от републикаций (на данный момент из-за анонимности Интернета это невозможно). Проблемы будут - из-за разных юрисдикций по географическому нахождению пользователя - за примерами можно пойти подальше - в гамерику, где законы меняются в зависимости от штата.

так что появляется тема - глобального юридического комплекса и ответственность на уровне "житель Земли".

ioni комментирует...

Я не думаю, что возможна платная подписка.
Взять, например, ft.com – там платная подписка. Я думаю, что у них есть максимум миллион подписчиков, большая часть из которых – корпорации, то есть читатели сами не тратят денег на подписку.
Интернет – свободная зона, открытый порт, поэтому здесь так хорошо пиратам :)
Надо только вспомнить, как именно победили пиратов – и станет понятно, что ждет нас в будущем Интернета…

Cyrill KALITA комментирует...

Как обычно, выходные были заняты совсем не тем, чем надо :)

Зато весело!