суббота, января 20, 2007

Филипп Дик: Три стигмата (Палмера Элдрича). Друг моего врага.

Очередной том сочинений Филиппа Дика включает в себя два романа, "Три стигмата" (ранее я читал его под названием "Три стигмата Палмера Элдрича") и "Друг моего врага", который на самом деле называется "Наши друзья с Фроликс 8".

Ну да ладно, не будем придираться ни к издателям, ни к переводчикам, хотя в поводу перевода и редакторской правки второго романа у меня серьезнейшие претензии! Бог с ними, и, как показало прочтение этих двух романов – по всей видимости, с Филиппом Диком. Только после этого тома я начинаю постигать логику, по которой издатель включал романы Дика именно в таком порядке, через годы (и расстояния, добавил бы кто-нибудь более романтичный). Дело в том, что даже через разделяющие романы шесть лет видна одна и та же тема: из далеких далей (оба раза – с Проксимы Центавра) отчаянный человек привозит e.t. – внеземную жизнь более высокого порядка разума. Выбор Проксимы мне не кажется случайным. Помимо того, что она "ближайшая", но еще к этому моменту видимо стало понятно, что ни на Марсе, ни тем более на Ганимеде жизни-как-мы-ее-знаем нет, хотя бы создатели фильма "Марс", снятом на студии Леннаучфильм в 1968 и высказывали иную точку зрения.

И в том и в другом романе все это приводит к поискам бога внутри себя и снаружи. К слову могу сказать – откровенно порадовал пассаж в "Друге моего врага" о том, что "все знают о том, что Бог - умер. Его тело нашли дрейфующим в космосе".

Наконец, евозможно обойти вниманием время написания романа… Не смотря на то, что во втором романе алкоголь официально запрещен к употреблению, действующие лица с такой силой употребляют то, за просто хранение чего у нас можно получить от восьми лет лишения свободы – что прямо душа радуется. Причем владение терминологией настолько свободно, что поневоле возникает уверенность, что все эти названия автор знает не по сборнику "Наркотики и психотропные вещества мира".

Самое обидное, что ничего особенного в романах нет. Кроме, может быть "Трех стигматов", которые помогают задать себе самому вопрос: каким образом мы можем отличить реальность от не-реальности, от галлюцинаций, видений? Ответа на этот вопрос, кстати, там нет.

И отдельное спасибо Филиппу Дику за цитату из Йейтса:
"Пусти - я должен уходить туда, где волнами нарциссы, лилии
Где бедный фавн лежит под сонною землею – увечан век его, -
Но там все мниться мне: выходит он в росе купаться по утрам
и растворяется как дым, пронзенный пением моим"

Как хотите: http://oz.by/books/more?id=1017389&partner=ioni

Комментариев нет: