Код Франциска Скарыны
Субботним вечером, во время вечерней прогулки со своими друзьями вдоль памятников строительного творчества времен Советского Союза: мозаичных панно на «высотках» в районе метро «Восток», мне пришла в голову замечательная идея. Советское искусство часто называют (и не без оснований!) кичевым и безвкусным, особенно это относится к мозаичным панно на торцах зданий возле этой станции метро. Так вот, одно из них (дом 155/1 по проспекту Независимости) являет собой поразительную копию традиционной православной иконографии!
Если мне позволят маленькое лирическое отступление, признаюсь: я не сторонник теории заговора и, как мне кажется, не страдаю обостренной манией преследования; но то, что изображено на торце дома – это классическая, невообразимо классическая икона!
Что видит обычный человек со стандартным набором стереотипов? Мы будем подниматься снизу панно, чтобы было понятно; итак, в самом низу расположен мозаичный портрет Франциска Скарыны, славянского первопечатника. За ним мы видим стилизованное изображение совершенного человека (заключенного в круг, но стилистически повторяющего контуры классического наброска Леонардо да Винчи), в окружении двоих людей; выше – группа товарищей, изображающих стремящуюся к знаниям молодежь, еще выше – приоритет любого государства – мать и ребенка, под защитой еще двоих мужчин; еще выше – голова Гагарина, первого человека в космосе (на что наводят буквы СССР на его шлемен); венчает панно две руки в символическом рукопожатии.
Повторяю – это то, что видит любой человек, получивший образование на территории Советского Союза, со стандартным набором стереотипов. Под стандартным набором стереотипов я понимаю те из них, которые мы все разделяем; например, улыбающийся мужик в космическом шлеме с буквами СССР – это Гагарин. Не Титов, не Армстронг, а именно Гагарин.
Но если расслабиться и позволить вашему сознанию поискать более глубокие ассоциации, то получается весьма занимательная штука! Начнем мы снизу, но пока не будем трогать мужика в самом низу.
У нас есть изображение мужчины с расставленными руками, вписанного в круг. Казалось бы, классический Совершенный Человек, но нет! Во-первых, нам не хватает квадрата для подчеркивания совершенства самой структуры, а во-вторых, непонятно тогда, как относиться к тем двоим, которые находятся по бокам. С другой стороны, если предположить, что центральная фигура – это стилизованние изображение Христа, то тогда композиция приобретает смысл: перед нами Христос, а по бокам у него Дисмас и Гестас!
Если вам это предположение покажется несколько натянутым, то обратившись к следующему изображению, я бы попросил вас внимательно пересчитать количество изображенных людей, а потом припомнить количество учеников Иисуса.
Да, действительно, у Христа было двенадцать учеников и более квалифицированные нежели я люди могут назвать вам их имена, но если учесть самого Христа, то… получается… тринадцать человек (или, если быть точнее, двенадцать человек и один богочеловек)!
Еще выше мы видим женщину, заботливо обнявшую ребенка за плечи. Если у нас изображена здесь советская семья, то какая-то она не совсем традиционная – ибо по сторонам у матери и дитяти – двое мужчин. Но что, если эти по бокам – на самом деле важные библейские персонажи, которые традиционно ассоциируются с евангельской историей Иисуса? Например, если один из них – архангел Гавриил, явивший Марии благую весть, а второй – Иоанн Креститель, крестивший самого Иисуса? Тогда становится понятно, почему мужчин у нас двое, а не один, как если бы это было стилизованное изображение семьи.
Напоследок у нас осталась голова Гагарина. То есть того, кто был «на небе». Если убрать хлем и добавить бороду, то у нас получается Бог-Отец, грозный Господь Моисея – Яхве собственной персоной! Мало того, смею предположить, что если у Адама бороды не было, а создан он по образу и подобию – то и у Бога-Отца бороды нет, так что он «Свят.Свят.Свят.Разящий» - СССР… Даже если я и переборщил с расшифровкой акронима, круглые штуки, которые окружают Голову, вполне сгодятся на серафимов у Престола божьего…
Над всем этим под радугой находится рукопожатие, осеняя все снизу подобно Духу Святому…
Таким образом, перед нами – схематичное изображение самых основных моментов жизни Иисуса Христа: Его Мать (символизирующая Его чудесное рождение и детство), Его ученики – апостолы, числом двенадцать, а также Его Крестная казнь (где, в нашем случае художник заменил Крест на Круг).
Из всего этого выпадает только один персонаж: Франциск Скарына. Правда, если вспомнить, что его первой напечатанной книгой являлась как раз Библия – то и его присутствие можно посчитать уместным!
Я упоминал о теории заговора не зря: в прошлом мне перепало прочитать множество произведений, связанных с "заговорами" жидо-масонов, тамплиеров, сионистов et cetera, так что тут на лицо свидетельство о таком заговоре: в Советское Время в молодом районе на здание помещается фактическая икона, которая даже прекрасно замаскирована значками мирного атома и буквами СССР. Согласитесь, искать Бога-Отца в изображении Гагарина не станет никто в своем уме - но только если не видеть всего панно, как единого, связанного произведения...
Единственный вопрос, возникающий у меня в этой связи и на который я так и не могу найти ответа, это: зачем? Зачем помещать завуалированное Евангелие в картинках на здании? И тем более – в советский период?
2 комментария:
Даже не знаю что тебе сказать... Интересно что ты такое увидел, я б навернео не смог... хотя темуой интерсуюсь давненько.
В блоге есть кое что, заходи.
Крадётся мысль, что сделано не зря. Это какие-то метки. Если вспомнить советское время - то руководство страны (читай партия) были противниками церкви. Думаю что это была показуха, та сторона медали, которую видят все, но что было среди людей, занримающих верхушку айсберга? мы этого не узнаем, но можем предположить... я предположу что партия - это инструмент управления людьми, и ничего более...
Как говорится: "Партия сказала - делай"... людям нужно было во что-то верить, иначе ведь было скучно, информационная блокада, скукотища ведь. Вот и сделали такую развлекуху, и людям вполне всё устраивало, ибо пятилетний план за 4 года если выполнять - от и на семью времени не будет...
Вывод сделаю такой, что верхи партии всё таки далеко не простые смертные, по крайней мере они себя в один ряд с нами не ставили...
А вообще это информация к размышлению...
Уже наверное совсем нерелевантно ))) но всё-таки это интересно, поэтому решила высказаться.
Либо это сделано неосознанно (например человеком из некогда религиозной семьи)
Либо осознанно, чтобы изобразить запретное сокровенное под видом обыденного, что возможно в данном случае (тк много совпадений)
Но есть ещё другой вариант.
Вся идеология СССР напоминает собой некую религию при всей своей антирелигиозности. Икона - очень "сильное" изображение, влияющее напрямую через подсознание. И в совке никак не могли этого не знать (вспомните культ личности, повсеместные портреты вождя и тп). А искусство соцреализма почти во всем построено на принципах такого влияния. Вполне вероятно они использовали и иконические принципы в своих коварных целях. Людям нужна какая-то религия. Вера ли это в Бога или в Гагарина. И власть это прекрасно понимала. Нельзя начисто лишить людей религии, её можно только "подменить" на другую или на нечто напоминающее религию. Увы, но кажется до сих пор видны результаты этого коварного замысла.
Отправить комментарий