Если смотреть ОРТ, то внешняя политика России состоит из сплошных побед и приход Путина ознаменовал рост влияния России в мире. За пределами телеэкрана жизнь, однако, устроена немного по-другому, пишет обозреватель “Ежедневного журнала” Юлия Латынина.
Возьмем самый впечатляющий внешнеполитический успех России: осаду эстонского посольства «Нашими». Все почти неделю смотрели этот мыльный сериал, но нас никогда так и не поставили в известность о цене съемок. А она оказалась немалой: Эстония отказалась пропустить по своему дну Североевропейский газопровод, и, что еще важней, вслед за Эстонией «нет» сказала Финляндия. Учитывая, что газопровод этот — личный проект Путина, получается, что несколько десятков часов телевизионных съемок оплатил лично В.В. Путин.
Другая, не менее впечатляющая, внешнеполитическая история случилась в середине января, когда индусы отказались принимать переоборудованную для них подводную лодку класса «кило». Их не устроило качество вооружения: из четырех ракет при стрельбах четыре улетели не туда. Ответ России был суров и незамедлителен: Россельхознадзор обнаружил в индийском кунжуте капрового жука, в связи с чем запретил ввоз в Россию индийского табака и кунжута.
То, что Россельхозназдор находит то жука в индийском кунжуте, то уксус в грузинском вине, неудивительно, но удивительно другое. Голландская «Юнилевер», которой принадлежит почти весь ввозимый в Россию чай — а чай тоже пытались запретить, возмутилась, и капровый жук исчез. Без всяких опровержений и уточнений. Он просто испарился, а Россия оказалась в ситуации продавца, который в ответ на замечание покупателя, что мясо несвежее, попытался дать покупателю в морду. И сам же улетел в нокаут.
Примером третьей внешнеполитической истории может служить визит Путина в Беларусь. Президент Путин прилетел туда со всей своей свитой, премьером, вице-премьером, главами обеих палат парламента. Лукашенко даже не приехал его встретить на аэродром. Путин поехал в резиденцию Лукашенко, и они просидели там пять часов наедине, а когда Путин вышел, он объявил, что Россия предоставляет Беларуси кредит на 1,5 млрд долларов. Все бы ничего, кредит и планировалось предоставить. Вот только его собирались предоставить в обмен на поднятие закупочной цены газа — а цена осталась прежней.
Белорусские газеты, описывая визит, всячески смаковали все эти моменты, а именно — неприкрытое унижение, которому Путина подверг Лукашенко, и красочно расписывали, как журналисты президентского пула бросились в белорусские магазины закупать продукты. Режим Лукашенко существует на субсидии России. Если с Путиным так обращается тот, кто должен быть кремлевской марионеткой, — какого вы хотите обращения от других?
Если вы живете в большой деревне, есть два способа внушить уважение соседям. Один — быть богатым и радушным хозяином. Тогда в ваш двор все время будут стучаться за помощью. Всем будет известно, что если что — сосед поможет, устроит в больницу, даст денег. Другой способ — быть вооруженным до зубов. Тогда вас будут бояться. Всем будет известно, что если что — заедут прямо во двор и расстреляют из автоматов.
Но если ваш двор зарос грязью, в избе шаром покати, а хозяин, громко бранясь, пьет и пустые бутылки из-под водки швыряет в соседский огород с криком «Я вас заставлю себя уважать», то такое поведение не рождает ни уважения, ни страха. Оно рождает только желание сделать забор повыше. Чтобы бутылки не долетали.
Нынешнюю российскую политику очень трудно описать как политику, которая ведется в интересах России. Ее легко описать как политику, которая нужна акционерам Gunvor.
У этой политики три составляющих. Первая — достаточно рациональная. Россия ведет себя таким образом, чтобы международная напряженность, а стало быть, и цена на нефть, росла. Это означает поощрение стран-изгоев (Ирана или Северной Кореи) даже тогда, когда они вытирают о Россию ноги. То есть цена на нефть (и прибыль Gunvor) в этой ситуации растет за счет престижа России.
Вторая составляющая – чисто эмоциональная. Акционеров Gunvor, когда они еще работали полковниками КГБ в западных посольствах, учили, что западная демократия — это такая ширма, где витрины полны товаров, улицы — шикарных машин и роскошных телок, и за этой фальшивой ширмой продажные политики обделывают свои грязные дела. Ровно такой режим они и построили в России: режим богатых ресторанов, роскошных телок и продажных политиков, которые используют страну для собственного обогащения. Они искренне считают, что на Западе — то же самое. Они твердо знают, что Карла дель Понте ухайдакала Милошевича, евреи отравили Арафата, Саакашвили убил Жванию, и не понимают, почему к ним лезут с Литвиненко. Двойные стандарты!
И третья составляющая — это страх. Как бы ни были возмущены акционеры Gunvor двойными стандартами Запада, как бы они ни называли Америку четвертым рейхом, как бы они ни порывались обсуждать Косово, Ирак, все что угодно, кроме сора в собственном дворе, — они на самом деле ничего не сделают такого, что могло бы побудить Запад нанести ответный удар по самой филейной части путинского режима: по его заграничным счетам.
В этом, собственно, и есть главное отличие путинской России от СССР. СССР угрожал всему миру. Путинская Россия опасна только для ее собственных граждан. Никто не будет обстреливать Ниццу ракетами, если у него там вилла.
И размышляя о том, что изменится в российской внешней политике, можно предсказать, что ни первая, ни третья составляющая не изменятся. А вот что касается составляющей эмоциональной, которая заставляет осаждать посольство Эстонии и ронять на территории Грузии ракеты, которые не взрываются, — она может измениться довольно существенно. Ведь она явно предназначена для одного потребителя. Который не может понять, почему эти сволочи, отравив Арафата, предъявляют ему Литвиненко.
Источник